pliaj

Data science для чайников

Алиса активно интересуется выборами. Во-первых, она это страшно любит, еще с прошлых думско-президентских, и все спрашивает - а когда опять? Во-вторых, в классе все время дети это обсуждает, говорят, кто за кого голосует и почему (почему-то в их классе все за Хилари. То ли потому, что подавляющее большинство - дети эмигрантов, то ли те, кто не за нее, просто молчат).
Это присказка. Теперь сказка.

Вчера ребенок спросил - "Мама, а что ты делала на работе?". Помянув добрым словом Эйнштейна (или кто там сказал, что настоящий ученый должен уметь объяснить свой предмет пятилетнему ребенку), я ответила:
- Мы пытаемся определить, скоро ли будет большой кризис.
- Это как?
- Ну смотрим на разные циферки, и думаем, как они связаны. Если какой-то один параметр изменяется, он может повлиять на другие.
- А! Я поняла! - радостно вопит ребенок. Это как с выборами.
- ????
- Ну смотри, вот наступили выборы. Все проголосовали. Потом подсчитали бюллетени. Если бюллетеней стало меньше, чем в прошлый раз - это значит, что американцы куда-то поразъехались...
pliaj

Где тут Петя, где Сережа?

Пишу в банк.
"Уважаемый менеджер,
пожалуйста, закройте мою карточку № ХХХХ.
Инна"

Ответ:
"Здравствуйте, Инна.
Я же вам написала вчера - я уже отправила запрос на закрытие"

Удивительное рядом. Я уже неделю собираюсь позвонить/написать в банк, но так и не собралась. Телепатия пока не входит в список обязательных предметов для подготовки банковских работников. Письма я от нее не получала. При регистрации в банке указывала вообще другой е-мейл...

Collapse )
pliaj

О любви в электронном веке

Вчера случайно увидела, во что нынче играют восьмилетки.
Имеем: 2 девочки на школьном дворе. Девочкам нравятся два мальчика из их класса. Но девочки с ними не играют. Мальчики играют в своем углу, девочки в своем. Дальше говорят девочки:
- Давай играть, что у нас есть воображаемые бойфренды. Твой будет Джек, а мой - Пол (имена тех мальчиков).
- Давай.
После этого девочки встают друг напротив друга, соединяют пальцы в замок, держат руки перед собой на уровне груди и крутят большими пальцами вокруг друг друга.
Я в изумлении спросила Алису - что именно делают эти дети.

Collapse )
pliaj

Любовные дела Анны Австрийской

Ребенок задал вопрос, который поставил меня в тупик.
Помните, в «Трёх мушкетерах» Людовик 13 отобрал у жены письмо, адресованное испанскому и австрийскому королям и прочитал его.
Так вот, как он прочитал его? На каком языке оно было написано?

Ну и дальше я уже задумалась - а на каком языке супруги общались? Насколько я понимаю, королева должна была знать французский. А вот говорил ли король на испанском? И вообще, что бы хорошего исторического почитать про ту эпоху?
pliaj

КСП

Съездили на местный аналог Грушинки. Пообщались с Кимом, Послушали песни. Познакомились с очень приятными людьми. Поиграли в ЧГК. Но апофеозом мероприятия стало объявление на концерте:

«Мама Света, ваша дочь Арина ждет вас у павильона «Винный». Мы точно не уверены, Алина или Арина, но знаем, что ей 4 года, и что вы приехали сюда на RV».
pliaj

Про французов, клеящий карандаш и крейсер "Аврора".

Раз уж вспомнила в предыдущем посте - запишу и эту историю, а то забуду потом.

Когда-то, давным-давно, я училась во французской школе (в английскую мы не прошли по микрорайону, что в общем оказалось большим подарком судьбы). Когда я была во втором классе, к нам приехали французы. Потом было еще много разных обменов, но тогда это было большое событие (1987 год, на минуточку). Это, наверное, были старшие школьники, ну максимум студенты, но мне они казались страшно взрослыми тетями и дядями.
Французов привели в наш класс и устроили показательное выступление с раздачей слонов. К каждому ребенку подошел кто-то из французов и подарил что-то. Мне достался лысоватый человечек в зеленом плаще и очках, с черным дипломатом. Мы его дома обозвали доктором Айболитом, и все пытались понять, откуда он во Франции. Лишь несколько лет спустя, основательно подсев на комиксы Эрже, я узнала, что это профессор Турнесоль, и присоединила его к свежеподаренным Тантену, Милу и капитану Аддоку.
Вторым подарком был клеящий карандаш. С ним было еще курьезнее. Девушка-даритель сняла колпачок, раскрыла мой учебник французского на форзаце, сделала вид, что мажет его, и закрыла. После чего попыталась изобразить, что она не может открыть учебник. Домой волшебную штучку я принесла в недоумении, и спросила у мамы - не губная помада ли это, и если да - то почему белая. А вообще, сказала я, это какая-то приспособа для изучения французского. И рассказала про сценку с учебником. Хорошо, что папа был дома - он догалался, что это.

Отдельная история была про наши показательные выступления. Нашего мальчика-отличника вызвали рассказывать стандартный текст:
- Меня зовут Вася. Я учусь в 171й школе. Мою учительницу зовут Лидия Александровна. Она очень хорошая. Я люблю мою учительницу. Я люблю французский язык.
Почему-то этот простой текст привел французов (особенно мальчишек) в состояние дикого ржача, который они честно пытались подавить. Я тогда решила, что у Васи, наверное, очень смешной акцент. Но лет через семь разгадка нашлась - мы поехали по обмену во Францию, и там нам объяснили разницу между советским французским и французским французским. И оказалось, что учительница в школе - вовсе не maitresse, а institutrice. А maitresse - это вовсе даже любовница. Впрочем, как оказалось, глагол baiser, который мы знали как "целовать" тоже имеет несколько иное значение...
Кстати, сейчас я смотрю Алискины учебник французского - ничего не изменилось. Там все те же maitresse и fillette (я ни разу не видела слова fillette с тех пор, как закончила третий класс).

И третьим актом марлезонского балета был конкурс, устроенный нашей учительницей французского (правда, кажется, это было уже сильно позднее, и это было связано уже с другими французами, ну да все равно, это все из одной серии). После отъезда французов у нее осталась большая ценность - три тетрадки. Красивые, в глянцевых обложках и в необычную клетку (никак не могу найти картинку в гугле). Поскольку у нас был на носу какой-то конкурс типа "Мы идем по Ленинграду", то тетрадки было решено отдать тому, кто сможет прочитать больше стихов или песен про Ленинград. Не помню, много ли было претендентов - мне кажется, человека 3-4. Но в итоге в финале остались я и Настя Ламехова, мы обе рассказали по три стихотворения. Зависла пауза - никто не мог больше ничего вспомнить. И ЛидСанна под грохот фанфар (кто больше? раз! кто больше? два...) собиралась разделить приз на двоих, как вдруг, я вспомнила, что моя любимая песня - она тоже про город. И я завопила про крейсер "Аврора" так, что окна задрожали. Заветный трофей был принесен домой и упрятан в самую глубину ящика, к самым дорогим сокровищам.
В 9м классе я переписала в него все теоремы и определения, которые нам надо было выучить к экзаменам по матанализу и по геометрии. Экзамены я сдала на пятерки, что позволило мне исправить годовые оценки с тройки на четверку (о, какое это было счастье! у меня было всего 3 четверки в аттестати за 9й класс, и это был лучший результат в классе). Не исключено, что тетрадки внесли свой вклад в эту победу.
pliaj

Тетрадка в клеточку

Подумалось тут... Вот у нас основной тетрадкой всегда была тетрадь в клеточку. 12, 16, 18, 36, 48, 96 листов. И даже редкий зверь, появившийся к концу моей школы - 24 листа.
Клеточки шли на историю, биологию, математику (само собой), и даже на литературу. А тетрадки в линейку существовали только для русского языка. И не помню, чтоб они были больше 18 листов. Даже на французском словарь и грамматика жили на клеточках, в линеечных тетрадям мы только писали упражнения.
Потом я с удивлением узнала, что у французов тетрадки другие - такие мелкоклеточные, с огромными, уже начерченными полями.
(У меня, кстати, был этот редкий ископаемый зверь, выигранный во втором классе за "Аврору", сейчас напишу и об этом. Хранился, как большая ценность. Дожил до 9го класса и был превращен в "идеальный конспект для подготовки к экзамену по матанализу").

А вот в Алисиной школьной реальности - тетрадь в клетку превратилась в редкий артефакт. Попробуй купи. В нашем гигантском канцелярском супермаркете - целые полки линейчатых "тетрадей для сочинений". Всех цветов и размеров, на пружинах и в переплете, с картонными и пластиковыми обложками. Тетрадь в клетку - ровно один вид. Ну два, если придти в разгар закупок товаров к 1 сентября.
Человек в 3-м классе, они до сих пор пишут в тетрадях с огромными клетками (я помню, у нас в таких писали только "нулевочники", и моего одноклассника в 1м классе ругали: "Тихомиров! что за тетрадь ты принес! Ты что? Шестилетка? Вы взрослые дети, должны уже в нормальных клетках писать!"). У них все на линейках. Литература, природоведение, история... Клетка - только для математики.

На маткружке первые недели три уходят на то, чтоб учителя достучались до родителей: родители! тетрадь должна быть в клетку! В КЛЕТКУ! КЛЕТКА - это такой квадратик!.

А еще из их тетрадок, как правило, не выдрать лист. Или выдрать - но с неровным краем (если тетрадь на пружинке, например). Какая ж это жизнь, без школьного оригами и крестиков-ноликов?
pliaj

Сложности перевода

Когда-то давным-давно, лет 30 назад (мама! это было 30! лет назад) я прочитала "Трех мушкетеров". Потом неоднократно перечитвала. Лет до 13 точно, как минимум раз в год, а то и чаще (потом началась матшкола, перевели Толкина, ну и вообще стало не до мушкетеров). Потом - уже в старших классах прочитала на французском (было скучно, но принципы не давали бросить книжку). И вот, с тех далеких времен, запала мне в голову цитата. Про то, как Д'Артаньян, приехав в Париж и придя к де Тревилю, поднимался по лестнице "перепрыгивая через четыре ступеньки".
Я очень озадачилась - как это? Через ЧЕТЫРЕ ступеньки??? Я пробовала прыгать через ступеньку - это было тяжело. Ну хорошо, Д'Артаньян явно был старше семи лет. И явно выше меня ростом. Я подождала, пока подрасту. Попробовала шагать через две ступеньки - вверх это получалось медленно, гораздо медленнее, чем если наступать на каждую или через одну. Попробовала вниз - дело чуть не кончилось сотрясением мозга (хорошо, что перила были под рукой).
Я подумала еще немного. Пока я думала, мы доросли до школьного брейна. В коридорах Останкино я обратила внимание, что лестницы там с очень низкими ступеньками, гораздо более низкими, чем в старых питерских домах. Я попросила нашего капитана Валю проделать для меня один опыт. (Валя был знаменит тем, что на каждой экскурсии в домик Петра 1 мы приставляли его к отметке на косяке, и хвастливо отмечали экскурсоводу, что наш Валя гораздо выше, чем его Петр). Валя взялся попробовать подняться по лестнице, прыгая через 4 ступеньки. С трудом осилил три. Я решила, что у Дюма были глюки.
Прошло еще немного времени, я усиленно учила французский, и кто-то из моих учителей сказал мне, что у французов есть фразеологизм "sauter par 4 marches", который означает просто "торопиться, прыгать через ступеньку". Я успокоилась, сочла загадку решенной, и только посмеивалась на непрофессиональным переводчиком (до моей встречи с Поттером глазами Литвиновой было еще далеко).
Прошло еще много лет. Я начала читать "Мушкетеров" Алисе. И на второй же главе я наткнулась на ту, памятную цитату.

Collapse )

Во-первых, не Рабинович, а Иванов, во-вторых, не в лотерею, а в преферанс...
И как вот я книги в детстве читала? Пора перечитывать...
pliaj

Родительское собрание

Сходила в школу. К третьему классу вводную речь директора я выучила практически наизусть. Особенно пассаж про историю ее отношений с этой школой, от родителя до директора. Посколько собрание по парам классов, предполагалось, что мне надо выслушать ее дважды - сначала с приготовишками, потом с третьеклассниками. На мое счастье, после директора собрание перемещается к конкретному учителю, наше затянулось, и закончилось как раз тогда, когда уже можно было идти в класс к старшей.
Но это так, присказка. Собственно сказка.

Учительница (кстати, в школе она 18 лет, что для нашей школы - большой срок, как я понимаю) сказала, что раньше им разрешали организовывать экскурсии, но в последние годы - строго запретили, даже говорить с нами про экскурсии она не имеет право. Но, просто, чтоб мы знали - в прошлом году родители сами организовывались. И она знает 4 классных места, которые имеют отношения к школьной программе этого года. И если мы вдруг соберемся, а она про это случайно узнает - она с удовольствием присоединится к экскурсии.

На этом месте слово "экскурсия" слышит девочка из класса, которую родители взяли с собой (она была единственная, сидела в уголке, читала книжку).
"Ура! Экскурсия! - подскакивает она к учительнице - Экскурсия! Это здорово!"
"Ш-ш-ш, - прижимает палец к губам учительница. Пожалуйста, чтоб никто этого слова не слышал. Ты же не хочешь, чтоб у меня были неприятности? Ни о каких экскурсиях речи не идет. Мы говорим о предоставлении образовательных возможностей".
"А-а-а, образовательные возможности... - уныло бормочет ребенок и с грустным видом садится за парту..."
А вот взрослые, наоборот, почему-то приходят в восторг от эвфемизма и начинают радостно перетирать, какой музей будет предоставлять нам какие образовательные возможности в каком месяце.

А у приготовишек в классе над доской алфавит. И на каждую букву - одна картинка, в которой сплетено 2-3 слова на эту букву в едином сюжете (например, дельфин вплывает в дверь). При этом в некоторых картинках я даже не все слова вычислила, мне потом ребенок подсказал, что я не увидела. Особенно мне понравился енот с кроликом на роликах (в ролики я не въехала сначала) и медведь с мячом и битой (не просто медведь, объяснила Алина, а медведь-бейсболист), а еще - йо-йо, которое не то орет, не то зевает (тут мне пришлось поломать голову, куда делось второе слово), и зебра в куртке (оказалось, это не Леонид Ильич, а золотая рамочка не куртка, а молния).
pliaj

Покемоны в банке.

Прихожу я давеча в банк. Отдельная история - зачем, но об этом ниже. Сижу с менеджером, она пытается разобраться в хитросплетениях телодвижений банковских работников, произведенных с моим счетом. За моей спиной к операционистке подошла мама с мальчиком лет 8. Я не слышала начала разговора, услышала только, как мама хвастается сыном - "он у меня уже на каком-то уровне" (каком именно - я не расслышала). Мне стало интересно, чем же таким занимается мальчик, и я повернула голову.
- Вот, хотите я покажу? - спросил мальчик
(учитывая, что у моих детей уровни отсчитываются только в бассейне, на катке или на гимнастике, а мама у мальчика выглядела как классическая китайская тигро-мама, я бы не удивилась, если бы мальчик сделал сальто или тройной прыжок с переворотом)
Но пока я подумывала, что же именно будет показывать мальчик, мама дала ему телефон и он стал возбужденно показывать операционнисткеЖ
- Вот, смотрите, у меня их уже почти 60...
- А у меня больше 70, сказала девушка, и вынула смартфон.
- А ХХХ <имя я не разобрала> у вас есть?
- Нет, но у меня есть Пикачу. А у тебя есть Пикачу?
- Нет, никак не могу найти, - грустно пожаловался мальчик.
- Иди тогда поищи вот в том углу, он там живет, кажется.
Операционистка показала рукой в глубь отделения, и мальчик умчался, подхватив телефон.
Мы переглянулись с менеджером. Менеджер, женщина лет 50, очень приятная и разумная женщина (имхо, из всех встреченных мною здесь менеджеров отделений - самая разумная и адекватная) честно старалась удержать покерфейс, но все равно было видно все, что она думает о подчиненных, гоняющих с детьми покемонов по отделениям.
Тем временем, мама переместилась от стойки в кубик, к другому сотруднику банка, мы с менеджером, наоборот, пришли к стойке, чтоб закончить наши мытарства (к другой девушке), а девушка-покемоноловка просто сидела в ожидании клиентов. Утром буднего дня отделение было пустовато.
Минут через пять мальчик вернулся, жалуясь, что не может найти монстрика.Девушка стала давать указания:
- вот там, за рекламным плакатом, около кубика в котором твоя мама говорит с моей коллегой. Чуть левее и ближе к окну. Посмотри, он обычно прячется чуть выше, но его нетрудно поймать. Иди, лови, пока не сбежал.

Не знаю, что подумал пожилой мужчина, входивший в банк на первых словах этой речи, но по лицу было видно, что он озадачен необходимостью ловить кого-то, кто прячется у окна.

Через пять минут (да, да, а мои дамы все еще пытались перевести доллар с одного счета на другой и закрыть его) мальчик прибежал снова. Теперь он уже нашел вожделенного Пикачу, но не мог поймать. Девушка посоветовала активировать какую-то штуку, и через две минуты радостный мальчик прыгал под потолок и хвастался операционистке добычей:
- Ура, я его поймал! Мама, мама, это самый замечательный банк на свете!

Покерфейс с лица менеджера стекал, как маска терминатора...

П.С. В общем, я не удивляюсь теперь, как случилось то, что привело меня в банк. Дело в том, что по условиям акции счет надо было открыть через сайт, а деньги на него класть в отделении. Но, когда я в отделение пришла, сотрудники почему-то не смогли положить деньги на открытый счет, поэтому открыли второй, а старый почему-то недозакрыли. В итоге я получила лишний "Золотой" счет, за который они в конце года захотели снять деньги, но не смогли, потому что денег-то на счете не было...

П.П.С. Почему-то вспоминаются далекие школьные годы. Я не очень знала толком, в чем суть покемонов. Но зато мы знали твердо, что "Покемоны круче Телепузиков". И даже загадывали эту фразу в игре в крокодила.